04:40 

Красивое от Хатуля

Iceman
Per aspera ad Iceman
Мушкетёрская метафизика
После обсуждения в комментариях к статье "Три гасконца" я понял, что обязан рассмотреть тройку (а точнее, четвёрку) мушкетёров с точки зрения метафизики Торы.

Три основных элемента мироздания - душа, материя, энергия[1]. Когда они работают совместно так, как надо, на них снисходит присутствие Бога (шехина), и треугольник превращается в тетраэдр.

Душа - средоточие этики, материя - эстетики, энергия... за неимением лучшего, назовём всё то, что сосредоточено в понятии "энергия", словом "энергетика": всё, что связано с эффективностью и интенсивностью процессов. Что ж - "этика, эстетика, энергетика" даже звучит прилично.

Итак, посмотрим на наших (то есть Дюма-отцовских) мушкетёров.



Атос - очевидная душа (этика). Воплощение чести, благородства и величия духа. При этом недостатки его именно такие, которые можно заметить в негармоничной душе: он стремится оторваться от материального мира (пьянство) и не ограничивает себя в выборе средств (бьёт слугу в "воспитательных" целях, повесил жену, узнав, что она заклеймлена...)

Портос - ярко выраженная энергия (энергетика): огромная мощь, способная сдвинуть с места любой процесс. Недостатки - именно те, что свойственны несбалансированной энергии: Портос не слишком умён и готов идти за кем угодно (энергия может служить любой цели, она не выбирает цель).

Арамис - явная материя (эстетика). Критерий эстетики (и признак совершенства материи) - красота. Арамис особо красив, это всячески подчёркивается; и с материальным миром он связан наиболее тесно - любовницами, интригами, политической деятельностью. И недостатки у него соответствующие: материя, не служащая душе (идее), аморальна.

"Атос представлялся ему Ахиллом, Портос - Аяксом, а Арамис - Иосифом"[2], говорит Дюма. Но если быть последовательным в образной системе, мы можем сказать, что три мушкетёра - три сына Ноаха (библейского Ноя): Шем (по-русски Сим), Хам и Яфет[3].

Согласно благословению Ноаха своим сыновьям, Яфет (материя/эстетика) должен жить "в шатрах" Шема (души/этики) - то есть действовать в этических рамках, - а Хам (энергия) должен служить им (обеспечивать процесс)[4]. И действительно, на начало романа установилось положение, согласно которому Арамис смотрит на Атоса, как на старшего, а Портос следует за обоими.

В таком случае следует ожидать нисхождения прямого присутствия Всевышнего. И оно является: в лице юного, бесстрашного д'Артаньяна, который снабжает тройку мушкетёров целью, предназначением - и превращает её в систему более высокого уровня: в тетраэдр, который может изменить мир. И меняет его.

В дальнейшем Дюма показывает нам различные варианты разрывов системы. В "Двадцать лет спустя" - Атос и Арамис с правильной этикой, но без энергии - Портоса с ними нет, его возвращает д'Артаньян. В "Виконте де Бражелон" вместе Портос и Арамис - энергия Портоса служит земной (и порочной) идее Арамиса, и душу - Атоса - опять-таки в систему возвращает д'Артаньян.

В конце, когда оказывается, что миссия четвёрки закончилась (её проект будущего - Рауль - погиб!), уходят из этого мира душа (смерть Атоса) и энергия (гибель Портоса); тогда и шехина, сопутствующая этому конкретному проекту, уходит из этого мира[5]. В живых остаётся один Арамис - что теперь неудивительно: ведь он и есть материальный мир!

Таким образом, в романах Дюма обнаруживается прозрачно зашифрованная метафизическая модель (причём согласно метафизике Торы!) рождения и развития любого проекта - и того, что происходит, когда взаимоотношения в проекте нарушаются (готовая инструкция по диагностике и лечению).

Имел ли это в виду Дюма? Может, и нет. Но Тот, Кто придумал самого Дюма и его романы, наверняка имел это в виду.

Эли Бар-Яалом.


Примечания.


[1] Подробное описание и обоснование я давал в статье "Тройка, семёрка, туз".
[2] А. Дюма-отец, "Три мушкетёра", гл. 7.
[3] См. статью по главе Торы "Ноах".
[4] Берешит /Бытие/ 9:27. Вместо "Хам" в тексте сказано "Кнаан" (имя сына Хама), но по контексту ясно, что подразумевается Хам.
[5] Прошептав знаменитое "Атос, Портос, до скорой встречи; Арамис, прощай навсегда!". В самом деле, душа бессмертна, энергия безлика (значит, с ней опять будет встреча), но эта материя уже больше не актуальна - в одну и ту же реку нельзя войти дважды...

Отсюда.

@темы: Ссылки, Наблюдения

URL
Комментарии
2009-08-10 в 18:50 

Hius
- Magna vacuum in tactus
И правда, красиво! :)

2009-08-10 в 23:01 

Iceman
Per aspera ad Iceman
Да. Хатуль - умный. )

URL
Комментирование для вас недоступно.
Для того, чтобы получить возможность комментировать, авторизуйтесь:
 
РегистрацияЗабыли пароль?

Сон Великого

главная